![]() |
Хотите узнать, почему так важны сны? Пройдите через Врата Сновидений! |
![]() |
Любите психологию, парапсихологию, непознанное и хотите общаться на эти темы? Добро пожаловать на наш Форум! |
Что такое сны? |
Сновидение - это не просто результат блужданий нашего сознания во сне. Оно представляет собой средство взаимодействия между процессом жизни и нашей осознанной личностью. Жизнь существовала еще за миллионы лет до появления человеческого существа, осознающего себя как личность. Древние жизненные процессы по-прежнему остаются важной частью нашего бытия, однако в сознательной жизни мы крайне редко сталкиваемся с ними - только лишь в сновидениях. Поскольку наше физическое и психическое здоровье зависит от разумного сотрудничества между спонтанными жизненными процессами и нашими сознательными решениями и действиями, их встречи в снах жизненно необходимы для нас. Сон есть не что иное, как встреча между наиболее древним и самым последним звеньями в непрерывной цепи эволюции. И даже нечто гораздо большее. Обзор исследовательских работ, касающихся проблемы сна, показывает, что сновидение - это: * Отображение происходящих в человеческом организме процессов. По мнению ряда врачей, в сновидениях признаки болезни проявляются гораздо раньше, чем становятся видны при сознательном анализе. * Средство уравновешивания происходящих в нас физиологических и психических видов деятельности. Если человеку в ходе эксперимента не давали спать, его быстро постигали нервное расстройство и полный упадок сил. * Весьма своеобразный источник интуиции и информации. Сны стучатся в нашу память, в переживания и просматривают хранящуюся в подсознании информацию, подчас создавая на ее основе новые идеи. * Средство упражнений для нашего духа или души. Как тело слабеет без движения и напряжений, так и наши сознание и чувства не могут обходиться без стимулов и упражнений. Эту потребность удовлетворяют сновидения. * Выражение сверхчувственного восприятия человека. Человеку свойственна подсознательная способность читать язык тела, поэтому он может очень быстро оценивать других людей. Люди обладают потрясающей способностью поглощать информацию не только из книг, но и из повседневного бытия. Основываясь на ней, они приходят к новым знаниям и свершениям. Люди нередко предсказывают будущее - и не потому, что обладают какими-то необычными способностями, а на основе собранных ими сведений, касающихся настоящего. Эти свойства, и не только они, проявляются в сновидениях. * Средство разрешения проблем, возникающих как в личной жизни, так и в деловых взаимоотношениях. * Способ выхода за рамки опыта привычного мира и установления контактов с неизведанным.
ВОЛШЕБНАЯ МАШИНА СНОВИДЕНИЙ
Мы видим сны каждую ночь, поэтому любого из нас можно назвать «волшебной машиной сновидений». Если вообразить, что мы заперты внутри некоего темного механизма, куда не проникают извне ни звук, ни свет, которые могли бы побеспокоить нас, и сознание наше отдыхает, - то такое состояние и является сном. И вдруг в темноте возникает слабое мерцание. Постепенно оно обретает форму. В ней угадывается человеческая фигура. С течением времени она меняет очертания, движется, и мы получаем полное чувственное переживание. Мы целиком захвачены происходящим, отвечая на него эмоциональными и сексуальными реакциями. Сцена меняется - и мы любим, боремся, убиваем или возвращаем к жизни существо, которое может преображаться в животное, в дьявола, Бога или в бестелесный голос, затерянный в сумрачном пейзаже... Если бы мы побывали в такой машине и, выйдя из нее, услышали, что все это было создано нами - что на черном экране из наших страхов, привычек, тайных желаний и страстей, необъятной памяти посредством задействования невероятного диапазона чувств и созидательной энергии, путем придания формы нашим побуждениям и происходящим в теле процессам мы создали весь этот богатый мир ощущений, - что бы мы почувствовали? Начали бы отрицать свою причастность? Посчитали бы такие заявления бессмысленными? Или поняли бы, какой восхитительной созидательной силой и какими скрытыми возможностями мы обладаем? Наши сновидения и есть такое волшебное место. Обращаете ли вы на них внимание? Понимаете ли, что в снах создаете свой собственный мир переживаний? Если да, то не удивляет ли вас, почему у вас может быть склонность создавать именно то, что вы создаете, а не что-либо иное? Или почему, имея такой созидательный потенциал, вы не можете обрести уверенность в себе? Как мы создаем наше окружение в сновидениях, точно так же мы формируем психологический мир, в котором живем наяву. Понимание своих сновидений может помочь нам ответить на вопросы: почему мы созидаем то, что нас не устраивает, и как создать совершенно новый мир переживаний. Тогда мы сможем обуздать свои созидательные устремления и направлять их по своему усмотрению.
УДИВИТЕЛЬНОЕ ХРАНИЛИЩЕ ПАМЯТИ
Хотя каждому из нас в повседневной жизни постоянно приходится обращаться к запасам собственной памяти, всё-таки мы, как правило, не вполне представляем, как это происходит, и не осознаём, какое это чудо - память. К примеру, вы в данный момент располагаете миллионами бит информации. Задав вам какой-нибудь простой вопрос (например: «Какой ваш домашний адрес?»), я вызову на поверхность вашего сознания маленькую часть информации, хранящейся в тайниках вашего подсознания. Либо, скажем, если я подарил вам велосипед, или вы внезапно упали в глубокую воду, точно так же из скрытых сокровищниц памяти извлекается умение кататься на велосипеде или плавать (конечно, при условии, что вы прежде умели). Помимо «считывания» информации, имеющейся в этом хранилище, вы можете также осуществить созидательный синтез ее с помощью серии корректно поставленных вопросов или правильного подбора переживаний. Иными словами, при умелом сочетании прежних идей или ощущений ваше сознание может выработать нечто новое, не содержавшееся доселе в вашей памяти. Во сне нам открывается доступ ко всем уголкам хранилища сведений, полученных из жизненного опыта. Если мы научимся творчески подходить к процессу сна, то сможем с большей отдачей использовать богатства памяти, которые обычно лежат в нашем подсознании, словно сокровища на дне океана.
МИР СНОВИДЕНИЙ
Когда мы спим и видим сны, мы попадаем в сказочный мир ощущений, совершенно не похожий на тот, в котором пребываем наяву. Было бы глупо пытаться дышать под водой в реальном мире, однако во сне это доступно многим, В снах мы умеем летать. Мы можем заниматься любовью с мужчинами или женщинами, как только пожелаем, не опасаясь социальных или физических последствий. Во сне мы можем умирать вновь и вновь. Мертвый может воскреснуть, и весь окружающий нас мир может измениться всего лишь из-за смены нашего настроения. Только что преследовавшее нас чудовище может превратиться в нашего лучшего друга, потому что чувство страха в нас уступило место чувству любви. В мире сновидений наши самые тайные страхи и желания начинают жить собственной жизнью вне нас, принимая вид людей, предметов или мест из нашего сна. Поэтому наше сексуальное побуждение может быть представлено неким индивидуумом, с нашим отношением к нему; оно может быть представлено и объектом определенной формы и цвета; либо, наконец, сценой, создающей определенное настроение. Наше честолюбие может предстать перед нами во сне в образе бизнесмена; наши изменчивые настроения - в виде реки или моря; тогда как наше сегодняшнее отношение к нашему честолюбию или эмоциям может выражаться в происходящих событиях или в сценарии сна. Во сне какая-то сторона нашей личности (к примеру, честолюбие) предстает перед нами так, словно она существует вне нас, поскольку сама по себе мысль или чувство есть нечто, ощущаемое нами, а отнюдь не то, чем мы являемся. Показывая наши желания и страхи в виде людей или мест, существующих вне нас («внешних» по отношению к нам), наши сны способны запечатлеть даже такой удивительный факт, что, например, пока наша любовь к другому человеку остается только нашим сокровенным переживанием, мы можем найти это чувство трудно переносимым, как, скажем, если состоящий в браке полюбит кого-то другого. Когда мы видим сон, все нюансы таких проблем приобретают драматические формы. Возможность наблюдать нашу проблему со стороны, словно пьесу, предоставляет вполне реальные преимущества. Различные факторы, характерные для нашей ситуации, такие, как наши чувства к партнеру по супружеству, наша любовь к новому человеку и давление социальной среды (например, реакции членов нашей семьи), могут в снах воплощаться в разных персонажей. Поэтому мы можем не только воспринимать их как существующие отдельно от сердцевины нашего «Я» аспекты, но и определить в ходе разворачивающегося в сновидении действия наше отношение к ним. Что еще более важно, мы можем без опасений исследовать возможные варианты развития ситуации (например, продолжение существования в рамках этих обстоятельств либо попытку их изменить). В снах это становится возможным потому, что они нередко отображают тайные стороны нашей личности, о которых мы никогда не говорим вслух и которые не вполне осознаём. Говоря иными словами, поскольку какие-то элементы наших чувств, возможно, никогда не были в полной мере осознаны или угаданы нами, мы не можем воспринимать их как объект, доступный нашим мыслям или ощущениям. Мы не в состоянии увидеть их глазами, коснуться рукой или ощутить их запах, не говоря уже о том, чтобы думать о них. В конце концов, они неизвестны и бесформенны. Однако то, чего наяву мы не можем выразить словами или облечь в конкретную осознанную мысль, во сне предстает перед нами в виде образов, втянутых в драматический сюжет. По-видимому, женщина, безуспешно пытавшаяся во сне дозвониться до своего умершего мужа, не вполне осознавала значения своего вопроса «Почему он оставил меня?». Возможность «думать» в форме рассказа о нюансах наших переживаний дает мощное дополнительное средство впридачу к другим нашим способам сбора информации и проникновения в суть явлений. Таким образом, сны способны обратить наше внимание на стороны нашей личности, о которых иначе мы, возможно, никогда бы не узнали. Поэтому сны можно рассматривать и как еще один орган чувств, позволяющий заглянуть в области, исследовать которые у нас нет иной возможности. Поясним это на примере повсеместно используемых сейчас мониторов, которые можно видеть у кроватей тяжелобольных. Такой монитор регистрирует - в виде светящейся и бегущей по экрану точки - биения сердца пациента. Эти приборы могут также показывать температуру, частоту дыхания, импульсы мозга и давление крови, как видимые глазом образы. Не будь их, эти внутренние события остались бы незамеченными или непонятыми. Аналогичным образом сон является своего рода монитором, создающим явно видимые «внешние» образы, отражающие тончайшие нюансы процессов, происходящих в нашем теле и в сознании, которые иначе как во сне наблюдать нельзя. Многие не в состоянии поверить или даже вообразить, что «внешний» субъект или предмет, наблюдаемые во сне, на самом деле есть не что иное, как отражение собственных внутренних чувств и психической структуры сновидца. Следующий необычный сон поможет нам развить эту идею. Я называю его необычным, поскольку спящие чрезвычайно редко могут осознать в процессе сна, что мир, который в сновидении представляется им как внешний, в действительности являет их собственные внутренние мысли, чувства и психобиологические процессы. Приславшему это описание А. Б. за пятьдесят; ему приснилось, что он нашел в своем саду гигантский, размером с дерево, куст чертополоха. Пример: «Я разглядываю ствол чертополоха, исследуя его. Сейчас он напоминает мне лиственное дерево огромных размеров. Я отламываю веточку, она издает восхитительный запах - словно дерево надушено. Остальные ветви трухлявые. Обойдя де- ' рево, чтобы выяснить, не трухлявая ли и вся кора, я замечаю дупло, в котором живет семья пчел или ос. Я поднимаю руку, чтобы пощупать кору, и в этот момент замечаю, что на тыльной стороне руки также имеется отверстие, в которое влетают и вылетают осы. В сильном потрясении я заглядываю в отверстие и вижу ос, выедающих мою плоть так, что моя рука стала почти пустой. Я просыпаюсь, чувствуя себя старым и дряхлым». Особое значение в этом сне имеет точка перехода, в которой сновидец обращается от созерцания дупла в дереве к разглядыванию отверстия в своем теле. И этот переход продолжается, поскольку после пробуждения сновидец начинает ощущать себя старым и дряхлым. Такие точки перехода обозначают стадии осознания того, что кажущееся внешним таковым не является. Ключевыми в этом описании будут утверждения «исследуя» - «я замечаю» - «отверстие» - «чувствуя себя старым и дряхлым». Составив их в одно предложение, получим: «Исследуя себя, я обнаружил в себе «отверстие», или пустоту. Заглянув туда, я почувствовал себя старым и дряхлым». А. Б. принял к сведению чувства, охватившие его, когда, разглядывая руку, он понял, что отверстие в ней символизирует пустоту в его жизни. Как раз накануне этого сна он испытал массу переживаний по поводу того, не распадется ли его брак. Сон заставил его понять, что мелочные мысли и эмоции разъедают его уверенность в себе и вынуждают чувствовать себя чуть ли не кучей хлама, отслужившего свое. Во сне эти чувства и мысли представлены в образе ос. Этот образ позволил ему увидеть, что если он и дальше будет поддерживать в себе такие настроения, то они наверняка уничтожат в нем жажду жизни. Он мог рассматривать ситуацию как человек, который только примеряет к себе мысли и эмоции. Это были лишь его мысли и чувства по отношению к реальности, но не сама реальность. И именно ему предстояло решать, какой бы он хотел видеть действительность. Разве он хотел видеть себя в реальности стареющим человеком, не способным более удовлетворять потребность своей жены в любви и в верном спутнике, не имеющим за душой ничего стоящего, Что он мог бы предложить другим? Этот вариант наверняка мог бы осуществиться, если бы он позволил таким мыслям Доминировать над собой. Ему представлялось, что его жизнь похожа на гигантский куст чертополоха, однако при ближайшем рассмотрении он обнаружил, что это огромное дерево. Оно действительно имело ветви, нуждавшиеся в подрезке, однако остальная часть дерева была крепкой и душистой - вселявшей добрые чувства в других людей. Поэтому он решил подавить самосомнения и чувство поражения и вернуть в свою жизнь и супружеские отношения любовь и заботу. Когда мы поймем, что любой аспект сна, будь то наша эмоция, ландшафт или среда, в которой происходит действие, является материализацией состояний наших собственных чувств, мы начнем видеть нашу жизнь в самом центре этого мира - мира мыслей, чувств, оценок, суждений, страхов - по большей части созданных нами самими. Все, о чем бы мы ни думали и что бы ни чувствовали, даже в глубинах нашего существа, становится во сне материализовавшимся фактом наших переживаний. Почти наверняка именно эта внутренняя вселенная - то, о чём в религии говорится как о Рае и Аде. Поэтому величайшим свершением человеческой жизни должно стать стремление научиться (хотя бы до некоторой степени) управлять этим миром внутри нас, господствовать над ним и достичь в нём гармонии. (© Тони Крисп. Из материалов автора. ) |